Тема 1. Содержание основных понятий

Дисциплина «Бюджет предприятия» оперирует такими понятиями как бюджет предприятия и бюджетирование, бюджетный цикл, бюджетный период, бюджетный регламент. 

Бюджет — это количественное выражение централизовано устанавливаемых показателей плана предприятия на определенный период по использованию капитальных, товарно-материальных, и финансовых ресурсов. Определяющими характеристиками бюджета являются: 1) формализация (количественное выражение) и 2) сквозной характер (системность, непрерывность).

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал – бюджетный период. Предприятие может одновременно составлять несколько бюджетов, различающихся по продолжительности бюджетного периода (текущий квартальный бюджет, среднесрочный годовой бюджет, долгосрочный «бюджет развития» на 3 – 5 лет и т.д.). Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является одной из важных предпосылок эффективности системы бюджетного планирования в целом.

Бюджетный цикл – период времени от начала первой стадии бюджетного процесса, то есть составление сквозного бюджета до завершения третьей стадии план-факт анализа исполнения бюджета.

Длительность бюджетного цикла зависит от: 1) специфики хозяйственной деятельности предприятия, 2) технической оснащенности финансовых служб и других факторов.

При составлении бюджетов могут устанавливаться следующие  сроки: 1) срок не позднее которого каждый центр финансовой ответственности должен представить свой бюджет в службу занимающуюся рассмотрением и последней консолидацией, 2) срок, в течение которого руководство компании, соответствующая служба или отдел осуществляет согласование и утверждение бюджетов подразделений и бюджета компании в целом. 3) срок, до которого должны быть составлены сводные бюджеты компании, утверждены и доведены до соответствующих структурных подразделений бюджеты различных уровней.

Для того чтобы бюджет заработал необходимо создать управленческую технологию, которая закрепляется в положении о бюджетном регламенте.

Бюджетный регламент — установленный в организации порядок составления (разработки), согласования (визирования), консолидации (обработки и анализа), проведение план/факт анализа и оценки пополнения бюджетов различного вида и уровней. Главной задачей бюджетного регламента является обеспечение возможностей контролировать ход выполнения бюджетов различных видов и уровней управления.

Основные этапы бюджетного регламента включают:

1) составление бюджетов отдельных подразделений,

2) составление сводных бюджетов.

Бюджетирование – это процесс реализации бюджета как документа практической деятельности компании.

Система управления бюджетированием – это регламент взаимодействия служб аппарата управления и структурных подразделений, закрепляющий в соответствующих внутренних нормативных актах и инструкциях обязанности каждого подразделения на каждой стадии бюджетного процесса.

Организационная структура бюджетироваия включает в себя:

— количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия;

— совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, т.е. теми центрами ответственности, которым назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

Сводный бюджет предприятия состоит из трёх бюджетов 1-го уровня – операционного, инвестиционного и финансового.

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Объектом рассмотрения операционного бюджета, является финансовый цикл предприятия.

Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.

Цель финансового бюджета – планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле – баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

«Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые формы сводной финансовой отчётности:

· отчёт о финансовых результатах (прибылях и убытках) – «выходная» форма операционного бюджета;

· отчёт о движении денежных средств и отчёт об изменении финансового состояния – «выходные» формы финансового бюджета;

· отчёт об инвестициях – «выходная» форма инвестиционного бюджета;

· баланс – интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трёх основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

Сводный бюджет (от англ. master budget, в отечественной и переводной литературе также часто встречаются определёния «основной бюджет», «мастер-бюджет») – это план деятельности предприятия на установленный период времени (бюджетный период), выраженный в ряде целевых (бюджетных или плановых) показателей, охватывающих все сегменты бизнеса предприятия и подразделений, составляющие его организационную структуру. Сводный бюджет состоит из трёх подбюджетов 1-го уровня: операционного, инвестиционного и финансового.

Операционный бюджет – это подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом доходов (выручки), расходов (себестоимости) и конечных финансовых результатов (прибыли) предприятия на бюджетный период. Операционный бюджет состоит из ряда подбюджетов 2-го уровня: бюджета продаж, бюджета производства, бюджета запасов готовой продукции, бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов, бюджета закупок.

Инвестиционный бюджет (в литературе также встречается определёние «бюджет капитала») – это подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом капитальных затрат и долгосрочных финансовых вложений предприятия на бюджетный период.

Финансовый бюджет (в литературе встречаются также определения «денежный бюджет», «бюджет движения денежных средств») – это подбюджет 1-го уровня, входящий в состав сводного бюджета предприятия и являющийся планом:

вопервых, денежных поступлений и расходов;

вовторых, движения всех ликвидных ресурсов (оборотных средств) и текущих обязательств предприятия на бюджетный период.

Бюджет продаж – это подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом доходов от продаж (выручки), физического объёма и структуры продаж, себестоимости продаж (реализации) и сбытовых (прямых коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.

Бюджет производства – это подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом физического объёма и структуры выпуска (производственной программы) и производственных затрат и себестоимости выпуска предприятия на бюджетный период.

Бюджет запасов (готовой продукции) – это подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом изменения стоимостного и физического объёма и структуры запасов готовой продукции предприятия за бюджетный период.

Бюджет закупок (в литературе встречаются также определёния «бюджет снабжения», «бюджет заготовления») – это подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом закупок материальных оборотных средств (сырья, материалов и комплектующих) и изменения складских запасов материальных оборотных средств предприятия за бюджетный период.

Бюджет постоянных расходов – это подбюджет 2-го уровня, входящий в состав операционного бюджета и являющийся планом постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов предприятия на бюджетный период.

Бюджет производственных затрат – это подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета производства и являющийся планом величины и структуры производственных затрат за бюджетный период.

Бюджет сбытовых (прямых коммерческих) расходов – это подбюджет 3-го уровня, входящий в состав бюджета продаж и являющийся планом прямых коммерческих расходов в разрезе сбыта отдельных видов продукции за бюджетный период.

Бюджет прямых материальных затрат – это подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части расходования материальных и финансовых оборотных ресурсов (сырьё, материалы, комплектующие, субподряд сторонних организаций) за бюджетный период.

Бюджет прямых затрат труда – это подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом прямых производственных затрат в части прямых затрат по оплате труда за бюджетный период.

Бюджет общепроизводственных расходов – это подбюджет 4-го уровня, входящий в состав бюджета производственных затрат и являющийся планом всех косвенных производственных расходов предприятия за бюджетный период.

Отчёт о финансовых результатах и их использовании (другим названием является отчёт о прибылях и убытках) – это основной плановый и отчётный документ операционного бюджета, содержащий данные по величине и структуре выручки, себестоимости реализации и внереализационных расходов и конечных финансовых результатов (маржинального дохода, балансовой и чистой прибыли).

Отчёт об инвестициях – это основной плановый и отчётный документ инвестиционного бюджета, содержащий данные о величине и структуре инвестиционных вложений (капитальных и долгосрочных финансовых вложений) предприятия за бюджетный период.

Отчёт о движении денежных средств – это один из двух основных плановых и отчётных документов финансового бюджета, содержащий данные о величине и структуре поступлений и расходов денежных средств предприятия за бюджетный период.

Отчёт об изменении финансового состояния – один из двух основных плановых и отчётных документов финансового бюджета, содержащий данные об изменениях величины и структуры оборотных средств и краткосрочных обязательств предприятия за бюджетный период.

Управленческий баланс – это основной плановый и отчётный документ сводного бюджета, содержащий данные об изменениях величины и структуры активов и источниках финансирования деятельности предприятия за бюджетный период.

Бюджет развития это один из вариантов составления долгосрочного бюджета, в котором инвестиционный бюджет имеет не только расходную, но и доходную часть, определяемую как доход от инвестиционных вложений за инвестиционный цикл (срок полезной службы инвестиций).

Индикативный бюджет – это один из вариантов составления долгосрочного бюджета, при котором бюджетные показатели не являются обязательными для центров ответственности (подразделений) и выполняют функции долгосрочных ориентиров развития бизнеса при выполнении подразделениями бюджетного задания на текущий (краткосрочный) бюджетный период.

Разработка проекта сводного бюджета предполагает следующие этапы:

1) определение общих целей и задач компании;

2) определение целевых значений ключевых показателей деятельности и нормативов для подразделений;

3) формулировка и утверждёние предположений;

4) подготовка планов мероприятий и бюджетов на уровне подразделений – центров ответственности и подразделений – функциональных центров;

5) консолидации бюджетов в сводные бюджеты компании;

6) рассмотрение планов мероприятий и бюджетов на заседании бюджетного комитета, согласование изменений и утверждёние бюджета;

7) доведение бюджетных показателей до исполнителей.

Система внутреннего контроля (контроллинга) исполнения бюджета – это логическая структура формальных и/или неформальных процедур, предназначенная для анализа и оценки эффективности управления ресурсами, затратами, обязательствами компании в течение бюджетного периода. Под этим понимается:

– текущее принятие управленческих решений на различных уровнях организационной иерархии, исходя из критерия выбора оптимальных альтернатив в рамках установленного бюджетного задания. Эта работа в течение всего бюджетного периода ведётся структурными подразделениями – центрами ответственности предприятия (объектами планирования);

– поступление от центров ответственности соответствующим управленческим службам (субъектам планирования), таким как ПЭУ, ФЭУ, УКС, ОТиЗ, планово-аналитический отдел, соответствующей информации о ходе выполнения бюджетного задания;

– анализ текущей информации о выполнении бюджета управленческими службами и подготовка рекомендаций высшему руководству (первому вице-президенту по экономике) по корректировке оперативной деятельности в разрезе различных центров ответственности.

Основные принципы реализации контроля исполнения бюджета:

1. Принцип темпоральности определяет, что контроль исполнения бюджета осуществляется множественно и параллельно во времени на базе соответствующего отчётным интервалам информационного обеспечения.

2. Принцип объективности предъявляет требования системности и целостности к информационному обеспечению, на базе которого осуществляется контроль исполнения бюджета. Априори целостной системой учёта хозяйственных операций на предприятии является бухгалтерский учёт.

3. Принцип сравнимости обусловливает необходимость однозначной идентификации хозяйственных операций и их параметров, что естественно включает требование наличия единого бюджетного классификатора, таблиц соответствия регистров бухгалтерского и бюджетного учёта, а также систему согласования информации в параллельных контурах учёта.

4. Принцип ответственности – принцип персональной ответственности руководителей структурных подразделений при формировании, утверждении и последующего исполнения бюджета в рамках компетенций определённых регламентом.

 

Инфраструктура бюджетного процесса включает в себя: I.  Учет (бухгалтерский учет, оперативный учет, сбор информации о состоянии рынка), II. Технологию (цели и задачи: целевые показатели и нормативы, виды бюджетов, схема консолидации: методология составления контроля и анализа сводного бюджета; форматы бюджетов, принципы бюджетирования, квалифицированный персонал), III. Организацию (финансовая структура: набор Центров Финансовой Ответственности;  регламент бюджетирования и бюджетного контроля, шаг финансового планирования, распределение функций и ответственности между уровнями управления, график документооборота, система организационно-распорядительных и внутренних нормативных документов), IV. Автоматизацию (технические средства, программное обеспечение, требования к исходной информации).