3.1. Бюджет продаж

Отправной точкой в составлении главного бюджета является бюджет продаж:

Для подготовки к бюджету необходимо:

-спрогнозировать объём продаж;

-определить ожидаемый объём производства;

-рассчитать производственные издержки и операционные затраты;

-определить денежный поток и другие финансовые параметры;

-сформировать прогнозные финансовые документы (БДР, БДДС, ББЛ)

Прогнозы продаж выражаются как в денежных, так и в физических единицах, помогают определить влияние цены, объёма производства инфляции на потоки наличных денежных средств предприятия. Прогноз объёмов продаж по каждому виду продукции может быть представлен таблицей 1.

Таблица 1

План продаж компании на следующий год с разбивкой по кварталам

(распределение выполняется студентом самостоятельно)

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

За  год

1.прогнозируемые продажи, шт.

1200

1400

1300

1500

5400

2.цена одной штуки, усл. ед.

1000

1000

1000

1000

1000

3.сумма общего объёма продаж, усл.ед.

 

1200000

 

140000

 

1300000

 

1500000

 

5400000

Бюджет продаж формирует доходную часть бюджета движения денежных средств с учетом срока и порядка погашения дебиторской задолженности. Поэтому одновременно с прогнозом продаж должен разрабатываться прогноз поступлений денежных средств от реализации продукции. Он отражает периодизацию получения денег за реализованную продукцию с учетом наличия сформированной ранее дебиторской задолженности (информация представлена в исходном балансе компании). 

Для прогноза денежных поступлений от реализации необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и так далее с учетом безнадежных долгов.

На практике расчет коэффициентов инкассации проводят на основе фактических данных за аналогичный период предыдущего года. Одновременно важно заметить, что коэффициенты инкассации необходимо рассчитать с учетом не только сроков, но и сумм дебиторской задолженности (средневзвешенные коэффициенты в целом по всему объему реализации, по регионам и странам). Кроме этого, надо планировать и сумму безнадежных долгов (% к объему продаж).

В графике поступлений денежных средств от продаж рекомендуется отдельно показывать состояние дебиторской задолженности на конец каждого месяца.

Студент в ходе проводимого исследования может столкнуться с ситуацией выработки собственной точки зрения на применяемую до сих пор на предприятии систему расчетов для укрепления его платежеспособности. 

                                                                                                                                                        Таблица 2

Прогнозируемые поступления денежной наличности в следующем году

по кварталам

(тыс. усл.ед.)

 

Показатели

1 кв.

2 кв.

3 кв.

4 кв.

Всего

Дебиторская задолженность на начало следующего года

 

 

300

 

 

 

 

 

300

Поступления от продаж 1 квартала: 80% от продаж в 1 квартале, 17% от продаж в следующем квартале и 3%  безнадежных долгов. 

 

 

 

1200*0,8

=960

 

 

 

1200*0,17

=204

 

 

 

 

 

1164

Поступления от продаж во 2-ом квартале

 

1400*0,8

=1120

1400*0,17

=238

 

1358

Поступления от продаж в 3 квартале

 

 

1300*0,8

=1040

1300*0,17

=221

1261

Поступления от продаж в 4 квартале

 

 

 

1500*0,8

=1200

1200

Поступления от продаж за год

300+960

=1260

204+1120

=1324

238+1040

= 1278

221+1200

=1421

5283