Меню

Деятельность менеджера

Термин management в значении «управление коммерческими делами»; «способ, манера обращения с людьми»; «власть и искусство управления»; «особый род умения» и «навыки администрирования» стал использоваться во второй половине XVII века.

Термин «менеджмент» имеет смешанные корни:

  • латинское manus – рука,  власть и сфера полномочий;
  • итальянское manneggiare – управления собственностью;
  • французское manegerie управление предприятием;
  • английские manage, manager, management первоначально имели отношение к управлению лошадьми, искусству верховой езды. А слово «менеджер» понималось как искусный наездник, человек, способный укротить дикую лошадь.

За последние три столетия многое изменилось. Понятие «современный менеджмент», сегодня представляет собой, по сути, явление XX — начала XXI вв. Именно в этот период, англоязычное «менеджмент» в русском языке стало означать «управление» и получило весьма широкое распространение.

Понятие «управление» характеризует различные сферы организованных процессов, происходящих в природе, науке, технике, экономике, обществе и повседневных делах каждого человека. Термин «управление» имеет глубокие корни и варианты самых различных толкований, которые означают не только всевозможную деятельность, но и названия различных систем, административных и структурных органов, осуществляющих функции управления, и т. д. Несмотря на то, что «управление» является русским и давно привычным словом, а английское слово «менеджмент» широко стало использоваться в российской практике сравнительно недавно, в отече- ственной науке эти термины, чаще всего, рассматриваются как идентичные и взаимозаменяемые.

Однако, на наш взгляд, понятие «менеджмент» имеет более узкую, специфическую сферу применения и рассматривается как наука и особый вид профессиональной деятельности, направленной на обеспечение эффективного функционирования людей в группах и организациях.

Понятие «управление», так же как понятие «менеджмент» имеет несколько значений, но большинство из них касается организации управленческой деятельности коммерческих и некоммерческих образований, где это понятие полнее и конкретнее отражает содержание работы должностных лиц, выполняющих функции руководителя (меденеджера). В сфере хозяйствования использование понятия «менеджмент» не всегда удачно согласуется с общепринятым определением управленческих процессов, а в некоторых случаях искажается их смысловое значение.

Итак, то, что фактически рассматривается в качестве менедж- мента, в разных культурах может иметь более узкие или широкие границы в зависимости от научных, профессиональных или иных местных особенностей.

Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направленной на эффективное и рациональное достижение целей организа- ции посредством выполнения функций планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над использованием организационных ресурсов (рис. 1). Определение включает ключевые идеи: функции, цели и ресурсы организации.

 

Деятельность менеджера – применение менеджером средств воздействия на исполнителей ради достижения целей организации, которой он руководит.

Для этого менеджеру необходимо:

  • спланировать работу;
  • расставить персонал и координировать его действия;
  • принимать наилучшие управленческие решения;
  • активизировать и стимулировать деятельность персонала;
  • осуществлять контроль и учет выполненной работы;
  • анализировать полученные результаты;
  • разрабатывать и реализовывать меры по развитию.

Предметом деятельности менеджера являются:

  • структура организаций;
  • внешняя и внутренняя среда организаций;
  • деловые коммуникации;
  • методы менеджмента;
  • выработка управленческих решений;
  • динамика групп, власть и лидерство;
  • управление персоналом;
  • конфликты н их разрешение;
  • этика менеджмента;
  • эффективность управления организацией и т.д.

Цель менеджера – выполнение показателей формального плана по удовлетворению запросов людей в потребительских благах и услугах, которые производятся организацией.

Метод достижения цели – оптимальное сочетание административных и экономических рычагов управления с учетом действия внешних угроз и возможностей, сильных и слабых сторон организа- ции.

Менеджер – руководитель, прошедший процедуры профессионального отбора и специальной подготовки в области управления организацией, способный к достижению поставленных собственником целей и задач, соответствующих уставу организации.

Деятельность менеджера отличается характерными чертами:

  • организация и управление людьми, занятыми в процессах производства различных видов продуктов;
  • использование в работе административных и экономических методов управления. Административно культивировать подчинение, а экономически – пробуждать интересы работающих, мотивировать трудовую деятельность, стимулировать производительный труд и рациональное распределение ресурсов;
  • внедрение инноваций (новых технологий, оборудования, товаров и услуг), для достижения долгосрочного успеха организации.
  • видение перспектив развития организации;
  • умение стратегически мыслить и разумно рисковать;
  • умение принимать решения и брать ответственность на себя. Менеджеры  не  случайно  должны  обладать  перечисленными чертами. На менеджера возлагается ответственность за деятельность организации. Именно менеджеры отвечают за результаты использования ресурсов, которыми наделена организации для достижения целей, поставленных ее учредителями.

Для подчинения всей совокупности процессов и действий членов организации единой цели менеджеры создают организационную структуру. Подчинение цели означает, что организация должна получать результат:

  • прибыль;
  • увеличение доходов участников организации;
  • удовлетворение социальных потребностей и т.п.

Обязанность менеджера, таким образом, заключается в эффективном и рациональном цспользовании ресурсов для достижения целей организации.

Эффективность организации — это степень ее приближения к поставленной цели, которая показывает, насколько организация может выполнять свои функции, т. е. предоставить потребителям необходимые им товары и услуги.

Рациональность действий менеджеров — оценка количества ресурсов, потребовавшихся для достижения целей организации (сырье, материалы, денежные средства и сотрудники, задействованные в производстве данного объема продукции или получении определенного результата). По сути, имеется в виду объем ресурсов, необходимый для производства товара или услуги. Рациональность может бьггь рассчитана как количество ресурсов, использованных для производства товара или услуги.

Менеджеры должны создавать условия для рациональной и эффективной работы организации. Деятельность менеджеров заключается в нахождении и применении способов повышения рациональности, при одновременном стремлении и к достижению целей компании по качеству обслуживания и удовлетворенности потребителей конечного продукта. То есть, — главная обязанность менеджеров состоит в обеспечении высокой результативности работы, выраженной в степени достижения целей организации при эффективном и рациональном использовании имеющихся ресурсов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *