Менеджмент – вид профессиональной деятельности, направлен-ной на эффективное и рациональное достижение целей организации посредством выполнения функций планирования, организации, лидерства, мотивации и контроля над использованием организационных ресурсов.
Термин «менеджмент» по своему содержанию и значению для науки и практики близок к термину «управление». Однако сфера применения термина «управление» имеет глубокие корни и далеко не однозначные толкования отдельных видов деятельности людей, функционирования различных типов систем, процессов, происходящих в природе, науке, технике, экономике, обществе и повседневных делах каждого человека.
Предмет, изучаемый дисциплиной «Основы менеджмента» заключается во всесторонней характеристике взаимоотношений людей, возникающих в процессе выполнения работ, связанных с производством потребительских благ и услуг.
Цель дисциплины – освоение науки и практики менеджмента, методов формирования профессиональных управляющих для работы в условиях рыночных отношений и способных добиваться целей на основе повышение эффективности труда, применения прогрессивных форм организации, использования передового отечественного и зарубежного опыта.
Задачи дисциплины:
1. Изучить теоретические основы менеджмента.
2. Понять смысл менеджмента как вида деятельности.
3. Познать функции менеджмента.
4. Освоить методы управленческих решений.
5. Овладеть базовыми принципами эффективного менеджмента.
Менеджмент как вид деятельности – применение менеджером средств воздействия на исполнителей ради достижение цели организации, которой он руководит.
Для этого менеджеру необходимо:
- спланировать работу;
- расставить персонал и координировать его действия;
- принимать наилучшие управленческие решения;
- активизировать и стимулировать деятельность персонала;
- осуществлять контроль и учет выполненной работы;
- анализировать полученные результаты;
- разрабатывать и реализовывать меры по развитию.
Предметом менеджмента как вида деятельности являются:
- структура организаций;
- внешняя и внутренняя среда организаций;
- деловые коммуникации;
- методы менеджмента;
- выработка управленческих решений;
- динамика групп, власть и лидерство;
- управление персоналом;
- конфликты н их разрешение;
- этика менеджмента;
- эффективность управления организацией и т.д.
Цель менеджмента – выполнение показателей формального плана по удовлетворению запросов людей в потребительских благах и услугах, которые производятся организацией.
Метод достижения цели – оптимальное сочетание административных и экономических рычагов управления с учетом действия внешних угроз и возможностей, сильных и слабых сторон организации.
Менеджер – руководитель, прошедший процедуры профессионального отбора и специальной подготовки в области управления организацией, способный к достижению поставленных собственником целей и задач, соответствующих уставу организации.